В 2021 году одна из пар солнечных орлов, обитающих в национальном парке «Сенгилеевские горы», вырастила сразу трёх птенцов. Этот случай является достаточно редким для таких крупных пернатых хищников, чаще всего в гнёздах орлов удаётся увидеть одного или двух птенцов (Фото 1).
В дальнейшем все три птенца были помечены GPS/GSM трекерами Aquila. Это позволило отследить дальнейшую судьбу птенцов, а также ещё раз взглянуть на пути миграций родственных птиц, что представляет большой научный интерес (Фото 3).
Птенцы получили следующие имена от старшего к младшему: Сенгилейка, Тубаик и Елаур. Все они отражают топонимы Сенгилеевских гор – названия местных рек (Фото 4, слева направо).
К сожалению, младший птенец Тубаик погиб почти сразу, после того как покинул гнездо. Вероятнее всего, причиной стала нехватка корма, поскольку первое время после вылета из гнезда молодых орлов продолжают кормить взрослые орлы, и справиться с тремя слётками одновременно крайне тяжело.
А вот Сенгилейка и Елаур выжили, окрепли и встали на крыло. Два птенца отправились в свою первую миграцию с разницей в один день. Сенгилейка приступила к осенней миграции 27 сентября и достигла района зимовок в Йемене меньше чем через месяц – 24 октября, преодолев в общей сложности 5393 км. Это одна из самых дальних точек зимовки наших поволжских орлов. Дальше в своё время улетал только Шихан, который в 2017 году добрался до Эфиопии. К слову сказать, Сенгилейка тоже пыталась перебраться на Африканский континент через Баб-эль-Мандебский пролив между Красным и Аравийским морями, но так и не решилась пересечь обширную морскую акваторию и осталась на зимовку на южной оконечности Аравийского полуострова.
После этого, мы с особым интересом стали ждать, куда же отправится зимовать брат Сенгилейки – Елаур. Ведь наши предыдущие исследования показали, что, вероятнее всего, имеет место наследственный фактор, определяющий районы зимовок у молодых орлов. На эту мысль нас подтолкнул тот факт, что у родственных птиц районы зимовок совпадают, несмотря на то что мигрируют они по отдельности. Однако когда эти совпадения происходят в наиболее популярных районах зимовок солнечных орлов, в нашем случае это приграничные районы Саудовской Аравии, Ирака и Сирии, то они могут оказаться действительно случайными совпадениями, а не закономерностью, обусловленной наследственностью. В этом плане наиболее показательны родственные птицы с не самыми популярными районами зимовок, под которые попадает крайний юг Аравийского полуострова, куда долетела Сенгилейка.
Елаур начал миграцию 28 сентября, вслед за Сенгилейкой, но его перелет был более длительным и извилистым, он продолжался почти полтора месяца – до 9 ноября, а протяжённость составила 5543 км. Но самое важное для нас, что в конечном итоге Елаур тоже долетел до Йемена, где и остановился на зимовку, неподалёку от своей сестры Сенгилейки (Фото 5, красный Елаур, синий Сенгилейка).
В общем в нашей копилке ещё одно неплохое подтверждение того, что каким-то чудесным образом молодые орлы, мигрирующие отдельно от взрослых птиц, получают информацию о районах зимовок ещё в районе своего рождения, и при том без привязки к определенным путям миграций
При этом все остальные орлы, которые продолжают подавать сигналы, этой осенью не улетели южнее Ирака (Фото 6).
В общем в нашей копилке ещё одно неплохое подтверждение того, что каким-то чудесным образом молодые орлы, мигрирующие отдельно от взрослых птиц, получают информацию о районах зимовок ещё в районе своего рождения, и при том без привязки к определенным путям миграций.
За материал и фото спасибо начальнику научного отдела национального парка “Сенгилеевские горы” Корепову Михаилу Владимировичу!